«Наша велика і гідна мета - втілення рішення суду в життя!»

Інтерв’ю начальника Управління щодо реформи державної виконавчої служби

24 березня 2017

Вчора, 23.03.2017 в газеті «Сегодня» було опубліковано інтерв’ю з начальником Управління щодо реформи державної виконавчої служби, в якому П’ятницький А.В. розповів про нововведення у системі примусового виконання судових рішень, пов’язані з реформою державної виконавчої служби. Повний текст інтерв’ю наведено нижче.

Одной из наиболее важных и масштабных реформ, которые за последнее время были проведены Министерством юстиции Украины, без сомнения, стала реформа системы принудительного исполнения судебных решений. Для того чтобы разобраться во множестве нововведений, которые сопровождали данную реформу, мы пообщались с заместителем начальника Главного территориального управления юстиции в Днепропетровской области по вопросам государственной исполнительной службы - начальником Управления государственной исполнительной службы Главного территориального управления юстиции в Днепропетровской области Андреем Пятницким.

- Исполнение судебного решения является завершающей стадией любого судебного процесса, и соответственно - неотъемлемой составляющей права каждого на судебную защиту, - рассказал Андрей Пятницкий. – В свою очередь, проблемы системы эффективного исполнения судебного решения угрожают самой сущности права человека на справедливое рассмотрение спора судом.

Поэтому, с целью повышения эффективности деятельности органов и лиц, осуществляющих принудительное исполнение, Советом по судебной реформе при Президенте Украины, при активном участии Министерства юстиции Украины были разработаны законы «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и «Об исполнительном производстве». Именно с этих законов, принятых Верховной Радой 2 июня 2016 года, и началась реформа в сфере принудительного исполнения.

- На решение каких проблем, в первую очередь, направлены эти законы?

- Их принятие призвано способствовать преодолению коррупции в сфере исполнения судебных решений, исключению возможности административного воздействия в этой сфере, а также должно сократить сроки исполнения решений и создать здоровую конкурентную среду.

К слову, по оценкам экспертов, благодаря принятию этих законов, Украина в рейтинге Всемирного банка DoingBusiness 2017, по направлению «Обеспечение исполнения контрактов», поднялась сразу на 17 позиций - с 98 на 81 место!

- Эти законы многие окрестили «новаторскими». В чем конкретно заключается новаторство?

- Главной новацией принятых законов и основой концепции реформирования исполнительной службы является введение института частных исполнителей, который будет функционировать наряду с государственной исполнительной службой и выполнять функции по принудительному исполнению решений судов и других органов. Законы реформирования системы вступили в силу 5 октября 2016 года, а с 5 января 2017-го введены в действие положения, касательно деятельности частных исполнителей. То есть, с 5 января в Украине официально получила право на существование смешанная система исполнительного производства.

- Кто в нашей стране может стать частным исполнителем?

- Требования установлены ст. 18 Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов». Желающие стать частными исполнителями должны быть гражданами Украины, достичь возраста 25 лет, иметь высшее юридическое образование не ниже второго уровня и стаж работы в области права не менее двух лет. Кроме того, все кандидаты должны обязательно пройти курс обучения и сдать специальный квалификационный экзамен. Также к кандидатам выдвигается требование о прохождении стажировки. Впрочем, от нее освобождены лица, уже имеющие стаж работы в качестве государственного или частного исполнителя, адвоката, нотариуса, либо арбитражного управляющего, сроком не менее одного года или помощника частного исполнителя, сроком не менее двух лет.

К слову, сейчас Минюстом разработаны подзаконные нормативно-правовые акты, которые должны обеспечить деятельность частных исполнителей, ведется активная работа по подготовке к обучению и стажировке кандидатов в частные исполнители, а также сдачи ими квалификационного экзамена, который пройдет в виде автоматизированного анонимного тестирования.

При этом, с 5 января в Украине заработала автоматизированная система исполнительного производства. С этого дня все государственные и частные исполнители должны работать только в этой системе.

- Полномочия частных исполнителей полностью идентичны полномочиям государственных?

- Нет. Есть категории решений, которые по закону остаются в компетенции исключительно государственных исполнителей, а именно:

  • изъятие и передача ребенка;
  • решения, где должником является государство, госорганы, НБУ, органы местного самоуправления, государственные и коммунальные предприятия, а также юридические лица, доля государства в которых составляет более 25%;
  • решения, где должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена;
  • решения, по которым взыскателями являются государство или государственные органы;
  • решения административных судов и решений Европейского суда по правам человека;
  • решения, которые предусматривают совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности;
  • решения о выселении и вселении физических лиц;
  • решения, по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными;
  • решения о конфискации имущества.

Кроме того, частный исполнитель не может выполнять решение, если сумма взыскания, включая исполнительные документы, которые уже находятся на исполнении, превышает страховую сумму по договору страхования гражданско-правовой ответственности частного исполнителя. Также на протяжении первого года деятельности частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет двадцать и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

- Расскажите подробнее о системе мотивации исполнителей.

- Действительно, законом введен механизм мотивации работы частных исполнителей, подразумевающий выплату им вознаграждения. Сейчас утвержден размер основного вознаграждения – это 10% от суммы взыскания.

При этом, нововведения коснулись и государственных исполнителей. Теперь вознаграждение государственному исполнителю за исполнение решений имущественного характера составляет 2% от взысканной суммы.

- С начала года в стране заработал так называемый Единый реестр должников. Что он из себя представляет и какие цели преследовало его создание?

- Создание такого реестра преследовало две основные цели. Первая – доступ к полной информации о наличии задолженности у должника. Вторая – обеспечение исполнения решений, при которых должник лишается возможности отчуждать имущество, которое на нем зарегистрировано. Этот реестр является составной частью автоматизированной системы исполнительных производств.

Единый реестр должников можно найти на сайте Минюста, сайте ГП «Национальные информационные системы», а также на сайте Управления государственной исполнительной службы юстиции в Днепропетровской области (http://udvs-dp.gov.ua).

Сюда вносятся должники, имеющие заложенности по исполнительным документам. Механизм включения в реестр очень прост: лицо попадает туда автоматически, если по решению суда против него открыто исполнительное производство (единственное ограничение по внесению данных в Единый реестр должников установлено ч.5 ст.9 Закона Украины «Об исполнительном производстве» и касается сведений о должниках, которыми являются государственные органы, органы местного самоуправления, а также должниках, у которых нет задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей больше трёх месяцев и должниках по решениям неимущественного характера).

- Также была реформирована система оценки и реализации арестованного имущества. Какие изменения ее затронули?

- Да, это система была усовершенствована. В частности, теперь сторонам предоставляется возможность определить стоимость имущества по взаимному согласию. Если срок действительности отчета об оценке имущества закончился после передачи имущества на реализацию, повторная оценка такого имущества не производится.

Также усовершенствована система реализации имущества путем проведения электронных торгов на базе информационной системы ГП «СЕТАМ» (https://setam.net.ua) на всей территории Украины. Так, не реализованное на электронных торгах недвижимое имущество выставляется на повторные электронные торги по цене, составляющей 85% от его стоимости, а движимое имущество - 75%.

В случае повторной нереализации имущества, недвижимое имущество выставляется на третьи электронные торги по цене, составляющей 70%, а движимое имущество - 50% от его стоимости.

Если же и по их результатам имущество не было реализовано, оно может быть передано взыскателю по цене третьих торгов.

Кроме того, был усовершенствован и порядок взыскания алиментов – в частности, появилась возможность предъявить исполнительный документ непосредственно в бухгалтерию предприятия или организации, где работает должник без обращения к исполнителю.

- Давайте подведём итоги. Какие основные достоинства Вы можете выделить у обновленной в результате реформ системы?

- Создание смешанной системы исполнения решений частными и государственными исполнителями, в совокупности с усовершенствованием процедуры исполнительного производства позволит:

  • обеспечить реальное выполнение решений в разумные сроки;
  • создать эффективную систему электронного взаимодействия с другими органами и учреждениями и, как следствие, существенно ускорить поиск и арест имущества должников;
  • ввести эффективный механизм мотивации труда государственных и частных исполнителей;
  • уменьшить расходы государственного бюджета на содержание органов исполнительной службы и проведение исполнительных действий;
  • увеличить поступления в бюджет за счет уплаты налогов частными исполнителями, взыскания исполнительного сбора и увеличения объемов реализации арестованного имущества;
  • устранить коррупционные риски при принудительном исполнении решений, за счет выстраивания четкой и прозрачной системы контроля;
  • устранить дискреционные полномочия исполнителей, при принятии процессуальных решений.

Все вместе это приведет к значительно более эффективному функционированию всей системы, сделает ее более понятной, прозрачной и удобной для каждого.